У многих народов мира принято было младенцев укладывать в подвесные люльки, зыбки.
Оказывается, у этого есть вполне физиологические причины: плод до рождения развивается в жидкой среде, плавая как бы в невесомости, а младенец попадает во внешний мир с гравитационным давлением. Для привыкания к «тяжелой» внешней жизни младенцу требуется длительное время, ведь тело малыша чувствует напряжение, скованность мышц, что приводит к дополнительным стрессам.
Подвесная люлька, которая очень подвижна и может качаться в любых направлениях, более полно адаптирует новорожденного к ритмам земли, нежели стационарные кроватки. Кстати, совет чаще носить ребенка на руках преследует ту же цель – перемещение ребенка в пространстве, к которому он так привык за 9 месяцев хождения «вместе» с мамой, вот почему младенцы так обожают укачивание.
В 80-ые годы ХХ столетия на базе НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН был выполнен следующий эксперимент. Одна группа матерей воспитывала младенцев в подвесной люльке, другая в обычной кроватке. При этом обнаружилось, что младенцы из первой группы лучше спали, меньше плакали, лучше сосали материнскую грудь. У них быстрее стала расслабляться сжимающая тело гравитационно-мышечная напряженность, уменьшаться мышечная судорожность, глаза стали быстрее фиксировать объекты.
В среднем на 2-3 месяца раньше у них появилось гуление и первые членораздельные слова. Меньше у таких детей была скованность и страх. На 1,5 – 2 месяца раньше дети стали вставать на ножки и ходить по земле.
Положительное влияние подвесной люльки сказывалось практически на всех последующих этапах онтогенеза. Например, в последующем у таких детей меньше была внутренняя напряженность при письме. В итоге, они меньше склонялись над тетрадью при письме. Кроме того, у них был совершеннее почерк, рисунок и даже музыкальный слух! Свободнее и осмысленнее у них была речь. Меньше у таких детей был страх. На более высоком уровне у таких детей была нервно-психическая устойчивость к стрессам.
Как видим, переход к стационарным кроваткам в итоге привел к ухудшению развития у детей телесно-координаторных способностей, разнообразных произвольно-моторных функций, в т.ч. речевых и ручных.
Сейчас в продаже есть разные варианты подвесных люлек.
Можно сделать и своими руками подвесные кроватки. Зыбки обычно делают небольшого размера - чтобы крохе было не страшно на большом пространстве, кроме того подросшего малыша вскоре переложат в другую кроватку. Подвесная кроватка не только экономит место на полу, но и привносит оригинальность в интерьер. Постоянно покачивающаяся люлька также тренирует вестибулярный аппарат ребенка. Плюсы зыбки можно перечислять долго.
Но при всей полезности люльки, стоит понимать, что для безопасности ребенка она используется лишь на небольшой срок его адаптации к "внешнему миру". Ведь подросший ребенок, умеющий подтягиваться и привставать, может выпасть из раскачивающейся над полом кроватки. |